Peskarlib.ru > Русские авторы > Александр СТАРОСТИН > Дайте нормальный заход
Александр СТАРОСТИН
Дайте нормальный заход
Распечатать текст Александр СТАРОСТИН - Дайте нормальный заход
«Ну-с, с богом!» — мысленно сказал командир ЛИ-2 Рябинин, и машина сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, дрожа от нетерпения, пошла на взлет. Замелькали огни взлетной полосы, вдавило в кресла, полоса провалилась, и огни поселка стали медленно погружаться на туманное дно. Поселок с торчащими струями дыма резко наклонился, и скоро от него осталась кучка тлеющих огней. Наступила тьма: вошли в облака; но тьма исчезла, засияли звезды, внизу необозримо раскинулись ослепительно яркие поля лунных облаков. Набрали эшелон*, встали на автопилот.
Командир заерзал в кресле, отыскивая единственное из бесконечно возможных удобное положение: вот так хорошо — нет, еще микрон в сторону, еще полмикрона назад, — застыл, отдаваясь полету, словно размышлениям наедине. Впереди несколько часов полета.
Сквозь разрывы облаков сверкнула искорка, и командир подумал: теперь это последнее, что зрительно связывает его с людьми на тысячи верст пути.
Механик поглядел на приборы, зажал сектора двигателей стопором и сел на свое неудобное кресло позади командира. Он прислушался к моторам — все нормально, «Жужжат, как жучки», — подумал он, глаза его затуманились, голова откинулась назад. Звук моторов был чист. Механик задремал. Его никто не трогал: на земле он больше всех набегался, промерз насквозь и устал. Облака внизу поредели и остались позади. Теперь матовый след луны скользил по торосистой поверхности океана, изредка вспыхивая в разводьях; казалось, одно и то же место движется, привязанное к самолету, многие километры. На широкой приборной доске со стрелками, вобравшими зеленоватый свет луны, смутно рисовались темные неподвижные фигуры командира и второго пилота.
Командир, сощурившись, пробежал взглядом по приборам, поглядел через стекло на воздушный винт, слившийся в прозрачный, подрагивающий круг и, продолжая глядеть на приборы, задумался. Теперь всё, о чем он думал, виделось им точно сквозь приборную доску. Достал сигарету, заворочался, разыскивая спички, но второй пилот щелкнул зажигалкой и осветил склоненное набок молодое некрасивое лицо командира, коротко остриженные волосы и большую ладонь, прикрывающую безо всякой надобности пламя.
— Всё крутится, всё вертится, как ласточки летим, — сказал второй пилот и тут же умолк, споткнувшись о молчание командира, в котором усмотрел осуждение своей чрезмерной болтливости.
Вдруг механик, дремавший позади командира, выскочил пружиной из своего кресла — он единственный изо всего экипажа почувствовал нечто постороннее в ровном гуле правого мотора. Отодвинул довольно грубо штурмана, приставил ладони к лицу, расплющил о стекло нос.
Из выхлопной трубы валил черный дым, мотор потряхивало.
Механик выругался себе под нос, протиснувшись между плечами командира и второго пилота, пробрался к пульту и попробовал изменить режим работы двигателя.
— Что? — спросил командир, глядя на его зеленоватое в свете приборов лицо.
— Трясет...
— Зубы не лязгают, и хорошо, — встрял второй пилот.
— Трясет, — повторил механик сердито, точно с ним спорили, — и я вот чего боюсь: та течь масла — вечно мотор сопливился... Тогда у нас прогар, если не трещина в самом цилиндре.
«Если так, то пожар и…» — подумал командир, не изменяя своего удобного положения, и спиной почувствовал, как все взгляды обратились на него.
«Загружены предельно, на одном моторе не дотянем. И отчего это ему, — командир глянул на механика, — не пришло такое просветление раньше, на земле?»
Он чуть было не сказал этого вслух, но сдержался, только мускулы спины напряглись. Командир понял, что сейчас необходимо сказать что-то настоящее, да нужные слова не лезли в голову.
— Всё отлично, — сказал он чуточку сварливым тоном, — даже хорошо. Одно плохо: придется, когда прилетим, писать объяснительные записки.
Он почувствовал, что все заулыбались.
В этот момент ярко, словно выстрел из-за угла, вспыхнула красная лампочка: «Пожар!», и руки механика нервически дернулись к тумблерам, но попали точно, куда следует. Несколько коротких точных движений — лампочка погасла, и самолет резко, с креном бросило вправо; механик, чтоб не упасть, схватился за командира: правый мотор издох.
Командир нагнулся к крану автопилота, отключил его и выровнял машину.
— Дай закурить, — прохрипел механик, не обращаясь ни к кому в отдельности, и второй пилот сунул в его раскрытый рот сигарету.
— Сообщи, — обернулся командир к радисту, — пусть обеспечат посадку.
И радист одной рукой прижал наушники, надетые набекрень, а вторая его рука задрожала на ключе, напоминая движениями бодро бегущее насекомое.
Воздушный винт неестественно и мертво застыл в звездном небе.
Самолет потерял скорость, а следовательно, и устойчивость, машина стала плохо управляемой, непослушной. Теперь командир удерживал в руках многотонную массу металла, чувствуя ладонями каждое ее движение. Его руки, ноги и спина напряглись; он, как боксер, резко отвечал на толчки машины и расслаблялся в любое мгновение, когда это удавалось. От этой невидимой борьбы его лоб покрылся потом.
— Через сорок минут встретимся с землей, — сказал штурман и зачем-то сунул свою линейку за голенище: если б самолет погружался на дно моря, то он, выскакивая наружу, схватил бы вначале линейку, а потом уже плавсредства.
— Груз за борт, — сказал командир.
Он вспомнил, как несколько часов назад грузчики затаскивали в самолет оленьи туши и увязывали их культяпками кверху. Целый лес культяпок. И почему-то они стояли в его глазах, не вызывая, впрочем, никаких ассоциаций.
«Это уже нервы», — подумал он.
— Детское питание оставьте! — крикнул он, обернувшись; что-то вспомнил: — И почту тоже!
Командир на мгновение вспомнил россыпи утопающих в синеве тумана огней поселка, потом последний огонек и почувствовал тоску по земле.
«К черту, к черту!» — тряхнул он головой и подумал: «Вот, оказывается, зачем человеку брови — чтоб пот не заливал глаза!»
И ему стало немножко жалко себя, свое тренированное тело, где всё так разумно, даже брови.
— Груз за бортом! — сказал, тяжело дыша, штурман.
— Хорошо, что мы не имеем никакого отношения к пассажирам, — сказал командир и снова почувствовал свиной, как все заулыбались.
Второй пилот своим платком вытер его лоб.
— Дайте покручу, командир, — сказал он.
— Валяй!
Командир передал управление второму пилоту, через минуту лицо второго пилота взмокло. Тогда командир вытер его лоб платком, оставленным на пульте.
— Брови, это чтобы пот не заливал глаза, — сказал он. Командир не был болтлив, потому что знал цену словам. За всю жизнь он слышал многих трепачей и сейчас поморщился: сам изрек не относящееся к делу.
Он никогда особо не философствовал в полете, потому что для него стали обычными яркие звезды, лунные облака, россыпи дрожащих и плывущих огней, мысли о ничтожестве и цене вещей, но в редкие минуты неудач, когда спина чувствует взгляд каждого, он словно стирал пыль и видел сверкающие грани другой жизни, хотя «другая» — это и была настоящая жизнь.
Но даже в эти редкие минуты его лицо не изменяло выражения, и не было у него особой потребности разговаривать.
Он не говорил, стискивая зубы: «Бороться!» Он делал свое дело. И, даже не успев подумать, делал то единственное, что вытекает у других из долгих размышлений.
«Летчик иногда должен быть умнее самого себя», — думал он.
И в его молчании весь экипаж — его ровесники усматривали нечто и даже чуточку робели перед ним, забывая его имя. Только на земле вспоминали, что его зовут не командиром, а Саввой Рябининым.
Он вытер лоб второго пилота я сказал:
— Дай-ка!
Механик стоял между ними, ссутулившись, удерживая руки в таком положении, откуда легко дотянуться до любого тумблера и крана. Так стоят друг против друга борцы, готовые к любому подвоху противника. Но в такой позе долго не простоишь. Он выпрямился и, глянув на температуру работающего мотора, покачал головой.
«Летчик не должен делать лишних движений, как и охотник, — подумал командир, — зачем башкой трясти? Раньше нужно было трясти. Впрочем, и думать о постороннем нечего. Пока идем нормально, как ласточки, вот только температурка — шкалы на приборе не хватает, но бог с ней, с температуркой».
— Не дотянем, — тихо, как бы стараясь никого не испугать, сказал штурман.
— Осветительные ракеты?
— Чувствуют себя превосходно! — с готовностью отозвался механик: он теперь боялся своего командира больше любой летной неприятности.
Командир как будто что-то вспомнил и ухмыльнулся.
— Груз весь выбросили?
— Половину.
— Остальное. Кроме детского питания и почты.
— Есть!
— Приготовьте карабин, аварийную станцию, непзапас, чтоб всё было под руками.
— Есть!
«Ночью как-то не принято садиться на лед», — подумал он и посмотрел на работающий мотор. Крыло с краевым бортовым огоньком слегка дрожало между звезд.
— Всё в порядке! — доложил штурман.
— А детское питание?
— Оставил, как было приказано.
— Расчетное время прибытия?
— Через двадцать девять минут.
«Только бы теперь и ты не издох», — подумал командир и глянул в форточку на работающий мотор.
«Выдержи, дорогой, что тебе стоит. Ведь ты железный. Хорошо на Большой земле! Отказал мотор — сел где-нибудь на полянке, дошел пешком до сельсовета и отстучал радиограмму: «Мягко сели, высылайте запчастя — фюзеляж и плоскостя. А сколько раньше падали! Раньше насчет этого было как-то посвободнее».
Механик, впившись взглядом в приборы, слегка покряхтывал, помогая мотору.
«Раньше нужно было кряхтеть», — подумал командир.
«Склоните головы, сюда приходящие! Он погиб в борьбе с природой Антарктиды».
Такую надпись он видел в Антарктиде, и тогда она произвела на него впечатление.
— Идем со снижением.
— Когда встретимся с землей?
— Через двадцать минут.
— Хорошо.
«Папочка, я плачу. Умер Бобик», — это было последнее письмо из дому, продиктованное дочерью.
«Забавная девчонка», — подумал он.
Слева началось северное сияние — пропала связь. В наушниках зашипело.
Лиловые облака вскинулись вверх тончайшей, подсвеченной тканью, раздувающейся куполом, и разорвались на бегущие вертикально разноцветные волны.
— Дотянем, — сказал штурман.
— Не болтай, — проворчал командир.
Внизу пошли разводья с туманными стенами, повторяющими очертания разводий: ветра нет.
— Неужели добрались? — пробормотал штурман.
И сквозь шипение помех командир услышал: «Дайте нормальный заход».
«Дам. Куда ж денусь», — сказал он, не нажимая, однако, кнопку радиостанции, чтоб не засорять эфир своим ворчанием.
Вот и огни полосы, уходящие по перспективе вдаль. Теперь только не промазать.
Когда самолет зарулил на стоянку и механик выключил мотор, командир откинулся в своем кресле и попытался расслабиться, но руки и даже мускулы спины дрожали и никак не расслаблялись.
— Командир, тебе плохо? — спросил второй пилот.
— Командир чувствует себя превосходно! — улыбнулся Рябинин. — Самое плохое впереди. Я имею в виду объяснительные записки.
* Эшелон — заданная высота.
Также читайте: