Детская электронная библиотека

«Пескарь»

Василий ГОЛЫШКИН

Необычным способом

(Версия для распечатки текста)

Всему виной закон притяжения, открытый ученым по фамилии Ньютон.

Благодаря ему, то есть закону, бумажный голубь, пущенный Павкиной рукой, не умчался в космическое пространство, а приземлился на моей парте. Я понял, что голубь прилетел неспроста. Тут же распотрошил его и прочел:

АКВАП АКИРВЭ ЫНЕСАПСЫМ. Буквы Э и Ы натолкнули меня на мысль, что это по-якутски. Но я в голову не мог взять, между какими двумя уличными драками Павка успел овладеть языком одного из северных народов нашей страны. «Наверно, по ночам учил», — решил я и тем же способом послал Павке ответную голубеграмму: «Переведи по-русски».

Перевод, доставленный той же почтой, несколько озадачил меня. Он заключал в себе только одно слово: «Балда».

Я углубился в размышление, стараясь докопаться до смысла, но тут прозвенел звонок, и ко мне подошел Павка.

— Ну как, понял? — спросил он.

Я отрицательно покачал головой.

— А ты в каком направлении читал? — усмехнулся Павка. — Наверно, слева направо?

— Конечно, как все люди, — сказал я.

— Вот именно, как все! — передразнил меня Павка. — А ты попробуй не как все, а наоборот.

Я попробовал, и у меня вышло: «МЫ СПАСЕНЫ ЭВРИКА ПАВКА».

— Эврика, это что? — спросил я. — Твой новый псевдоним?

— Псевдобалда! — съязвил Павка. — Эврика — это открытие.

— Что же ты открыл?

— Ничего особенного, — самодовольно улыбнулся Павка, — всего только двадцать первую страницу журнала «Юный техник». Но эта страница знаешь чего стоит?

Я не знал.

— Целой энциклопедии, — сказал Павка. — У вас магнитофон в порядке?

Павка — как ветер. Никогда не знаешь, в какую сторону он подует. Все смешалось в моей голове: «Наше спасение... Павкино открытие... Магнитофон...»

— При чем тут... — начал было я, но Павка не дал мне договорить. Он, как фокусник, выхватил из-за пазухи журнал «Юный техник» и сказал:

— Читай!

Я прочитал и ахнул. «Можно ли учить уроки... во сне?» — спрашивал журнал и тут же отвечал: «Можно. С помощью магнитофона». Дальше рассказывалось о технике этого дела.

— Только тс! — предупредил меня Павка. — Никому ни слова. Представляешь, как мы их всех завтра огорошим? — Он кивнул на ребят и добавил: — Такой сюрпризик преподнесем...

После уроков мы пошли ко мне.

— Так... Что у нас по истории? — деловито осведомился Павка, когда мы сели за стол и разложили учебники.

— Славяне.

— По литературе?

— Стихотворение Никитина «Степь».

— Ну а по естествознанию я сам знаю, — самодовольно сказал Павка. — Три состояния воды.

Мы включили магнитофонную приставку, вооружились учебниками, и запись началась. Первым записывался я.

— В одиннадцатом веке, — бубнил я, — у славян уже были бояре... В одиннадцатом веке у славян уже были...

— Стихотворение Н. Никитина, — забасил Павка, когда я расправился с боярами. — Называется «Степь». «По всей степи ковыль... По краям туман... Далеко, далеко от кургана курган». «По всей степи ковыль... По краям туман... «

Когда Павка счел, видимо, что туману напущено достаточно, он кивнул мне, и я по учебнику рассказал о трех состояниях воды.

— Что дальше будем делать? — спросил я у Павки, когда запись была окончена.

— Дальше будем спать, — ответил Павка. — Хотя нет. Спать рано. А учить уроки нам незачем. Лучше махнем в кино.

И мы махнули в кино. Из кино — на стадион. Со стадиона еще куда-то... Домой мы вернулись часу в десятом.

— Где пропадал? — Голос мамы не предвещал ничего хорошего, и я, на всякий случай, загородился Павкой.

— Уроки учил. У него вот, — честно соврал я.

— Уроки? — Мама подозрительно покосилась на нас. — Хорошо, ложись спать. Завтра проверю.

«Завтра? — Я чуть было не подскочил от радости. — Ого, завтра! Да завтра мы с Павкой... «

Само собой разумеется, что Павка, с маминого разрешения, остался у меня ночевать.

— Первым, — сказал он, — будешь спать ты.

Я не возражал. Забрался в постель и... не помню уж, как заснул, но зато очень хорошо помню, как проснулся. А проснулся я от страшного крика, который издавал стоящий возле моей постели приемник с подключенной к нему магнитофонной приставкой.

— В одиннадцатом веке, — орал он, — у славян уже были бояре: землевладельцы и богачи, а также князья...

Я сразу возненавидел всех бояр, богачей и князей на свете.

А приемник продолжал надрываться:

— Князья и бояре торговали с греками хлебом и медом, а также продавали им рабов.

Я пожалел, что не могу сделать того же с Павкой. Включил свет и увидел своего друга спящим в кресле. «Хорошо же, — злорадно подумал я, — сейчас ты выучишь во сне стихотворение Н. Никитина, называется «Степь». Я подтащил приемник поближе к Павке и включил его на полную мощность.

— По всей степи ковыль, по краям туман, — рявкнул громкоговоритель, и Павку будто ветром сдуло с мягкого кресла.

— Где туман? Какой туман? — вопил он, носясь по комнате.

А громкоговоритель между тем продолжал внушать нам заданный урок.

— Облака в синеве белым стадом плывут. Журавли в облаках перекличку ведут.

Тут приемник, видимо, перекричал самого себя, потому что к нам ворвались насмерть перепуганные родители и соседи.

— Что здесь происходит? — строго спросил папа.

И громкоговоритель, отвечая ему, проорал:

— Не видать ни души. Тонет в золоте день. Пробежать по траве ветру сонному лень...

— Это мне лень снять подтяжки, — сердито сказал папа, — и отстегать им некоторых бессонных учеников. Ну-ка, марш в постель!

С тех пор мы с Павкой учим уроки обычным способом. А жаль. Сколько времени пропадает!

Текст рапечатан с сайта https://peskarlib.ru

Детская электронная библиотека

«Пескарь»